Правовая помощь детям

Зачем нужны примирительные процедуры в школе?


В настоящее время проблема позитивного межличностного взаимодействия участников образовательного процесса является актуальной и требует новых подходов в регулировании спорных, конфликтных ситуаций. Школа — это место, где подросток получает не только знания, но и находится большую часть своего времени. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, принадлежность к определенной группе в классе, способность влиять на других, общение, взаимоотношения с противоположным полом, апробация разных социальных ролей. В нашей школе обучаются дети из различных социальных слоев, из семей с разным стилем воспитания, что создает потенциально конфликтную среду, в которой неминуемо возникают противоречия. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него имеются проблемы в семье или в школе. Конфликт часто порождает злость, неприязнь, обиду. Часто нарушается способность взаимопонимания, разрушаются нормальные отношения. Болезненные, запущенные конфликты иногда заканчиваются школьной травлей, потасовками, драками, групповыми разборками или бойкотами. От конфликта до правонарушения один шаг, и последствия могут быть крайне губительны для правонарушителя и очень травматичны для пострадавшего. В нашей школе таких острых проблем нет, но более мелкие локальные конфликты возникают. С целью урегулирования таких конфликтов в школе применяются примирительные технологии (медиация).

В России с 2000 года развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних. Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних.

Практическое внедрение примирительных процедур способствует формированию безопасной школьной среды. Главной составляющей этой работы является процедура переговоров между сторонами конфликта, называемая «программой примирения» (медиацией), где волонтер или куратор выступает в роли нейтрального посредника (медиатора).

Опыт внедрения данной технологии в практику школы свидетельствует о том, что у обучающихся – участников встреч – меняется отношение к себе на более ответственное, поскольку на примирительных встречах к детям и подросткам, участникам конфликтной ситуации проявляют понимание и уважение, передают им ответственность за разрешение ситуации независимо от их статуса в школе.

Важнейший эффект от примирительных процедур – создание в школе пространства, в котором господствуют ценности и идеи конструктивного разрешения конфликтов, взаимопомощи и взаимоподдержки.

  • Instagram

Посетите нашу страницу в социальной сети Instagram